Новый сорт пива был весьма популярен среди портовых грузчиков — портеров, отсюда и его название. (Забавно, что в дальнейшем портовых грузчиков стали называть докерами, а портерами — носильщиков в гостиницах и на железнодорожных вокзалах). Эта этимология весьма романтична, хотя маловероятна. Если бы портер и был пивом исключительно грузчиков, то вряд ли он стал столь популярен среди знати. Хотя пиво, вообще — самый демократический алкогольный напиток в мире, а история знает и куда более невероятные метаморфозы.
Скорее всего, этот сорт выдерживали в бочках из под портвейна. Дображивание в таких бочках придавало винный привкус пиву, ставшего со временем его неотъемлемой характеристикой. И по сей день на берегах Альбиона ещё осталось большое количество мини-пивоварен, использующих для дображивания дубовые бочки из под хереса и портвейна. Например, на пивоварне O’Hanlon в Девоне выпускается т.н. Port Sout, в приготовлении которого портвейн вообще применяется в качестве купажа.
В любом случае именно промышленная революция и повлияла на столь стремительное распространение портера. Очень быстро он стал национальным сортом, перебрался в Европу и Северную Америку.